Вчера посмотрела фильм "Молчание моря". Он довольно не новый, франко-бельгийского производства, вроде бы, и я раньше вообще о нем не слышала. А тут листала какой-то контактовский паблик, наткнулась на видео, заинтересовало название, вот и решила посмотреть.
Это действительно очень хороший фильм. Если кратко, то действие происходит в оккупированной фашистами Франции в 1941 году. В дом молодой учительницы музыки и ее дедушки подселяют немецкого офицера. Не принимая фашистский режим и питая глубокую ненависть к оккупантам, хозяева дома отвечают немцу лишь одним - молчанием. Собственно, молчанием и наполнен весь фильм. Молчание везде, и даже когда Жанна играет на пианино музыку Баха - это тоже молчание.
Немец неожиданно оказывается более чутким, интеллигентным и патриотичным человеком, чем многие французы (конечно, тут можно сказать, мол, фашист он и есть фашист, а все эти сказочки про благородных немцев - просто романтизм и попытка исказить историю, но я, например, не верю, что среди воевавших немцев были только плохие и жестокие люди. Такого просто не может быть). Каждый день Вернер пытается сломать стену молчания, стоящую между ним и хозяевами дома, но он не озлобляется на них, нет, он их уважает. Он рад, что повстречался на своем пути "с таким благородным старым джентльменом и девушкой, которая молчит".
Повествование течет неспешно, в нем нет резких переходов, но нам успевают показать всю трагедию войны, казалось бы, не акцентируя на ней внимания. Тут и спешно бежавшая из дому еврейская семья, и очереди в магазинах, и суп на одном кусочке сала, которому люди радуются, как самому изысканному угощению. А когда ближе к концу фильма показывают, как арестовывают семью, участвовавшую в сопротивлении, а их сын хватается за борта машины, которая увозит его родителей, а те отрывают его руки... Это очень тяжело.
И отдельно стоит сказать о любви. Любви, построенной на молчании. Самый сильный эпизод этого фильма, на мой взгляд, когда машину Вернера заминировали, а Жанна это видела. Ее метания по дому, когда она не решается ни зайти в комнату и предупредить Вернера, ни написать ему записку, ни, тем более, промолчать, показывают душевные метания героини лучше любых слов. А когда Вернер уже собирается выходить из дому, он слышит звуки пианино. Жанна, которая в день его приезда обещает себе не играть, пока в их доме живет немец, теперь спасает его этой музыкой. Она так смотрела на него во время игры, что я была почти уверена, что она заговорит, но...нет. Вернер спасен, машина отъезжает без него, и взрывается.
В конце фильма Вернер отправляет на русский фронт. И даже тогда фильм не опустился до всех общепринятых атрибутов любви: единственное, что показало всю ее глубину, это было единственное слово Жанны: "Прощайте". Вот такая история... О любви, которой не нужны были слова.